Суббота, 20.04.2024
Монтаж устройств газификации
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2018 » Декабрь » 25 » Евростандарты российской нефтепереработки
11:04
Евростандарты российской нефтепереработки
-->
Интервью В.Н. Некрасова Российской бизнес-газете. Евростандарты российской нефтепереработки. Что нужно отрасли, чтобы она перестала быть объектом критики.
В. Некрасов: Наш новый приоритет – экологичность и качество продукции. В базовой нефтехимии существующие российские игроки в состоянии полностью обеспечить потребности внутреннего рынка страны во всех видах продукции.
Кроме небольшого числа отраслевых специалистов и государственных чиновников знания подавляющего большинства граждан о нефтеперерабатывающей промышленности ограничиваются названиями разных сортов бензина, представленных на заправках, и ценами на них. И еще порой — уверенностью в том, что причина роста цен на автомобильное топливо в нашей стране — непомерный финансовый аппетит нефтяников.
Честно говоря, меня нисколько не удивляет это расхожее мнение. Действительно, водителю или владельцу автомобиля достаточно помнить только, где, в какое время и за сколько рублей можно залить в бак то или иное горючее. Вероятно, здесь есть доля вины самих нефтяников, которые уделяют не слишком много внимания пиару нефтепереработки, считая ее просто своей повседневной работой.
Давайте разберемся по порядку. За последнее десятилетие в России существенно выросло число автомобилей, работающих на качественном моторном топливе. Доля машин только иностранного производства в 2010 году превысила 42% (в 2000 году она составляла около 19%). Более того, отечественный автопарк постоянно молодеет. По итогам 2010 года автомобили со сроком эксплуатации от 3 до 12 лет составляли 41% автопарка, моложе 3 лет — более 15%. Хорошо известно, что чем новее автомобиль, тем выше его требования к октановому числу бензина, к экологическому классу топлива.
В этих условиях нефтяным компаниям России приходится вносить изменения в топливный ассортимент. С соляркой дело обстоит проще всего. Обогнав на несколько лет государственный Техрегламент о требованиях к моторному топливу, многие российские НПЗ освоили выпуск дизельного топлива, соответствующего стандартам Евро-4 и Евро-5. Правда, количество автомобилей с дизельным двигателем не намного превышает 12% от общего автопарка страны.
С бензином гораздо больше проблем. Если десять лет назад низкооктановый бензин АИ- 80 занимал почти половину рынка, то к 2010 году его потребление снизилось до 7%. На смену пришли высокооктановые АИ-92 и АИ-95, занявшие в 2010 году соответственно 56% и 37% потребления. Сверх того новый Техрегламент требовал с января 2011 года производства бензина не ниже класса 3 (Евро-3) и прекращения с 1 сентября выпуска бензина АИ-80.
На первый взгляд, упреки в адрес нефтяников могут показаться справедливыми. Действительно, за последние 10 лет в России был построен и в 2005 году введен в эксплуатацию всего один новый НПЗ — «ТАИФ-НК» мощностью 8 млн тонн нефти в год.
Однако, изучив информацию, далее размещенную в Интернете, станет ясно, что ситуация выглядит совершенно по-другому.
Дело в том, что для увеличения объемов производства нефтепродуктов вовсе не обязательно строить новые НПЗ с нуля. Вполне достаточно модернизировать существующие. Нефтяники как раз и работали над этим все последние годы. Цифры говорят сами за себя: за десятилетие, начиная с 2001 года, первичная переработка нефти в России выросла почти на 72 млн тонн в год. За это время производство бензина увеличилось на 47% — до 36 млн тонн в год, дизельного топлива — на 46%, до 68 млн тонн, авиационного керосина — на 36%, до почти 9 млн тонн в год.
По сути, это равнозначно строительству 7 новых НПЗ мощностью по 10 млн тонн нефти в год каждый! Хотя на самом деле общее количество НПЗ не увеличилось. Просто на действующих заводах вырост объемы производс­тва. «ЛУКОЙЛ», например, за прошедшее десятилетие увеличил первичную переработку нефти с 29 до 46 млн тонн в год. Доля компании в общероссийском объеме нефтепереработки в настоящее время составляет почти 19%, лишь немного уступая отраслевому лидеру — «Роснефти» (21%).
Некоторые нефтяные компании пошли еще дальше — инвестировали значительные средства в качество переработки. Так, на сооружение комплекса каталитического крекинга на Нижегородском НПЗ «ЛУКОЙЛ» направил более 30 млрд рублей. В 3 раза больше средств будет инвестировано в тот же завод в течение ближайших 10 лет. Могу ответственно заявить, что и организация производства, и качество продукции на всех перерабатывающих предприятиях «ЛУКОЙЛа» в России полностью соответствует организации и ка­честву на НПЗ компании за рубежом. Например, в таких странах ЕС, как Нидерланды и Италия, где очень высокие требования к этим показателям.
Вложения других российских компаний в нефтепереработку сопоставимы. По разным оценкам, для проведения полноценной модернизации российских НПЗ с целью выполнения требований Техрегламента и удовлетворения растущего спроса нефтяные компании должны затратить от 25 до 50 млрд долларов США.
Но, как оказалось, компании, которые стали своего рода «локомотивами» нефтепереработки, никаких преимуществ по сравнению с отставшими конкурентами не получили. Вступление в силу Техрегламента, требовавшего перехода на более высокий класс топлива, перенесено с 2011 на 2013 год, но одновременно нет компенсаций тем, кто, затратив немалые деньги, выполнил и перевыполнил задачи, поставленные правительством. Мы считаем, что в ситуациях, затрагивающих общенациональные интересы, должна особенно проявляться забота, государства не только о потребителе, но и о производителе. Допустим, в переходный период (до вступления в силу нового Техрегламента) на экологически более чистое топливо акциз может быть понижен.
Несмотря на такое развитие событий, нефтяники продолжают вкладываться в нефтепереработку. По некоторым прогнозам, через 10 лет годовое потребление автобензинов приблизится к 50 млн тонн, а дизельного топлива — к 30 млн тонн. К этому сроку все моторное топливо должно соответствовать классу 5, В связи с этим все крупные нефтяные компании согласовали с правительством свои планы по модернизации НПЗ и строительству новых установок. Так, например, только «ЛУКОЙЛ» к 2020 году планирует ежегодно производить свыше 9 млн тонн автомобильных бензинов и около 18 млн тони дизельного топлива класса Евро-5. Уже в текущем году на Нижегородском НПЗ начнется строительство второго комплекса каталитического крекинга мощностью в 1,5 млн тонн бензинов ЕВРО-5 в год. Оно должно быть завершено через 3 года. Кроме этого, компания перенесла на более ранний срок ввод в эксплуатацию ряда новых установок на Волгоградском и Нижегородском заводах. Наша конечная цель — как можно скорее перейти на безмазутное производство.
Говоря о нефтепереработке, разумеется, нельзя оставить без внимания и вопрос ценообразования на топливо, который волнует всех — и рядовых граждан, и политиков. Поверьте, он волнует и самих нефтяников, которые не меньше других заинтересованы в справедливом ценообразовании. В тоже вр­мя нам приходится подчинятся тем правилам игры, которые установлены.
Часто можно слышать, например, такое утверждение, что в нефтедобывающей отрасли России цены на бензин должны быть такими же низкими, как в Иране, Саудовской Аравии или Венесуэле. Однако сторонники такого подхода забывают упомянуть, что в этих странах существует госмонополия на добычу нефти и правительство компенсирует населению стоимость бензина. В то же время в этом списке никогда не значится нефтедобывающая Норвегия, в которой хоть и существует монополия, цены на топливо самые высокие, так как государство обкладывает его большими налогами.
И тот и другой пример нельзя применить к нашей стране, в которой не существует государственной монополии на добычу нефти, ее переработку и экспорт нефти и нефтепродуктов. В России государство не дотирует производителей с тем, чтобы они держали низкие цены на топливо, и перераспределяет доходы нефтяников в пользу общества с помощью налоговой системы.
Именно об этом говорил председатель правительства России Владимир Путин в декабре 2010 года в программе «Разговор в прямом эфире». Позволю себе процитировать: «Да, мы действительно являемся экспортерами, но у нас, также как и во всем мире, в любой открытой рыночной экономике цены на любой товар зависят от цен на мировом рынке на этот товар, мы не можем прекратить экспорт нефти и нефтепродуктов. Это тот вид деятельности, который нам приносит пока основные доходы в бюджет. Поэтому влияние неизбежно. Но не только это. Скажем, в Штатах совокупное налогообложение на нефтянку процентов 15 примерно, а у нас — 50 с лишним. Отсюда мы берем доходы в бюджет и финансируем социальные программы, программы, связанные с оборонкой, и так далее».
Есть и еще одна тема для обсуждения. Известно, что нефтянка дотирует многие другие отрасли экономики страны. И не только за счет экспорта сырья, но и за счет сегмента переработки и сбыта. Вцене на бензин заложены дотации, например, на оборонку или образование. Эта практика идет еще с советских времен, когда автомобиль был действительно роскошью. Может быть, имеет смысл в наши дин оптимально перераспределить эту ответственность между разными отраслями? Или хотя бы облегчить нагрузку для тех компаний, которые инвестируют в модернизацию НПЗ и выпускают более качественное топливо?
Все приведенные мной факторы влияют на ценообразование. Но не только они. Напомню, что по решению правительства РФ с 1 января 2012 года ставки акцизов на нефтепродукты вырастут на 6% отуровня текущего годя и еще на 1 рубль за 1 литр, с 2013 года — на 5,4% и еще на 1 рубль за 1 литр. Приэтом акцизы уплачивают заводы. Пока продукт пройдет товарную цепочку до автозаправки, в его розничную цену войдет еще и НДС. В целом различных налогов в цене на бензин — около 60%. Плюс расходы на добычу, переработку и транспортировку. Нельзя также забывать и инфляцию — в среднем 10% за последние 10 лет при ежегодном росте тарифов на трубопроводный и железнодорожный транспорт, на электроэнергию. В такой ситуации совершенно естественно, что любые попытки административного регулирования цен дают краткосрочный эффект, но, в конечном счете, приводят к перебоям поставок и дефициту топлива на АЗС и в свою очередь — росту цен.
Обзор состояния нефтеперерабатывающей отрасли был бы не полным, если оставить без внимания ее нефтехимическую составляющую. Конечной стадией переработки нефти и газа является нефте- и газохимия, производящие разнообразные пластики и жидкие продукты с высокой добавленной стоимостью.
В базовой нефтехимии существующие российские игроки в состоянии полностью обеспечить потребности внутреннего рынка страны во всех видах продукции. Что касается внешнего рынка, то основной задачей отрасли является максимально глубокая переработка сырья, позволяющая экспортировать не базовые пластики, а продукцию глубоких переделов — от изделий из пластиков до продуктов специальной химии.
Новое нефтехимическое предприятие, ориентировшшос на внешний рынок, должно быть расположено родом с крупным и развитым портом. Кроме этого, здесь же должны быть сконцентрированы ресурсы сырья, лучше газового (этан, сжиженные газы). Таких районов в России всего два: юг европейской части страны вблизи портов Черного моря и Дальний Восток — Приморье. И в том, и в другом месте нефте-, газохимическиепроекты уже реализуются. «ЛУКОЙЛ» приступил к строительству нового газохимического комплекса в Ставропольском крае, а «Роснефть» заявила о создании нового нефтехимического завода вблизи Находки.
Сырьевая база России достаточна для масштабного и долгосрочного развития нефтехимии. Однако инвестиционная привлекательность отрасли сегодня средняя, причем как для отечественных, так и иностранных инвесторов. Во-первых, это сверхкапиталоемкий бизнес. Во-вторых, — долгосрочный: для строительства нового нефтехимического производства требуется не меньше 4 лет. Обычно только согласования занимают целый год.
Чтобы переломить ситуацию, нужна прозрачная и долгосрочная, например на 20 лет, программа стимулирования переработки углеводородного сырья в нефтехимическую продукцию. Для отраслевого прорыва необходимы стимулирующие меры, прежде всего господдержка.
Таким образом, для того, чтобы нефтеперерабатывающая отрасль России перестала быть объектом для критики, нужны совместные усилия и нефтяников, и государства.
Компания «ЛУКОЙЛ», как и вся нефтяная промышленность новой России, отмечает в этом году свое 20-летие. За этот период нам удалось создать конкурентную среду, осуществить по-настоящему «глубокий передел» в области нефтепереработки на российском рынке. Но нас ждет уже следующий этап развития. И главный его приоритет -это экологичность, а значит, высокое качество продукции.
Источник: ЛУКОЙЛ

Просмотров: 234 | Добавил: elralfi1984 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz